data-caption= data-caption= data-caption=
Ferrocarriles de Cuba

 

Национальная железная дорога Кубы — Ferrocarriles de Cuba — является одной из старейших железных дорог в мире, открывшей свой первый 17-мильный маршрут в 1837 году. Куба была первой страной в Латинской Америке и шестой в мире, в которой появилась железная дорога. Теперь протяженность её путей составляет более 7600 миль, а простирается она от Гаваны на западе до Сантьяго-де-Куба на восточном побережье острова Свободы.

Строительство первой железной дороги на Кубе было начато в первой половине XIX века. 19 ноября 1837 года был введён в эксплуатацию первый участок железной дороги общей протяжённостью 27,5 км. В дальнейшем, с 19 ноября 1839 года, начала действовать вторая железнодорожная линия: Гавана – Гуинес общей протяжённостью 17 км. В декабре 1843 года к железнодорожной сети были присоединены станции Сан-Фелипе и Батабано, в 1844 году – станция Сан-Антонио-де-лос-Баньос. В последующие годы были добавлены новые участки: 17 км в 1847 г., ещё 21 км в 1848 г. и затем ещё 21 км в 1849 г. (то есть за 15 лет было построено около 100 км железных дорог).

Кубинская железная дорога была первоначально построена испанцами для транспортировки сахарного тростника в порты. Любопытно, что в самой Испании в то время железнодорожного сообщения ещё не существовало.

До 1958 года на Кубе появились новые дизель-поезда и страна установила мировой рекорд по протяженности железнодорожной сети на квадратный километр.

По состоянию на 1950 год, общая протяжённость кубинских железных дорог составляла 5 тыс. км. После победы кубинской революции (1 января 1959 года) кубинские железные дороги были национализированы.

 

 

30 июня 1961 года было создано управление железными дорогами (la Empresa Consolidada de Ferrocarriles Nacionales), а в 1966 году Куба стала членом Организации сотрудничества железных дорог.

В декабре 1977 года был введён в эксплуатацию скоростной участок железнодорожной линии Гавана – Санта-Клара протяжённостью 281 км. В 1978 году было построено ещё 115 км скоростной железнодорожной магистрали (в результате, к концу 1978 года общая протяжённость скоростных железных дорог Кубы увеличилась до 468 км).

В 1988 году общая протяжённость железных дорог Кубы составляла 12,5 тыс. км (из них 7,7 тыс. км находились в ведении министерства сахарной промышленности). В 1995 году железные дороги общего пользования имели протяжённость 5219 км с шириной колеи 1435 мм, в том числе 199 км электрифицированных дорог (постоянный ток 3000 в), а железнодорожные линии протяжённостью 7742 км с шириной колеи 1435, 914 и 760 мм были предназначены для сезонных перевозок сахарного тростника.

В 2006 г. правительством Республики Куба было принято решение о закупке более 112 китайских локомотивов (серии DF7G-C производства CRRC), которые были поставлены до 2010 г., а в 2007 году – 550 грузовых и 200 пассажирских вагонов в Иране, поставка которых была завершена к 2009 году.

В ноябре 2010 года была начата реконструкция южной железнодорожной линии от Гаваны до провинции Матансас. Работы, в результате которых было отремонтировано 110 км путей, были завершены 6 июня 2011 года.

В ноябре 2012 года Куба заключила соглашение о приобретении в России грузовых железнодорожных вагонов, пассажирских железнодорожных вагонов открытого типа, оборудования для оснащения железнодорожных вагонных депо, 9570 тонн рельсов и крепежа к ним.

В 2016 году был подписан контракт с российским производителем – АО «Синара-транспортные машины» на поставку 60 тепловозов ТГМ 8 и пятнадцати тепловозов ТГМ 4 с их поставкой небольшими партиями до конца 2021 года.

В 2013 году на Кубу были поставлены самоходные составы (интерурбаны) с самоходными вагонами СВ-10 и несамоходными вагонами ВС-5 производства компании «Муромтепловоз» в количестве 68 единиц, которые активно используются для пригородного сообщения.

 

 

В настоящее время из Китая на Кубу осуществляются поставки 240 пассажирских вагонов нескольких типов, построенных китайской компанией CRPC Tangshshan. В частности, в состав партии входит 20 вагонов-электропоездов с отделениями для багажа, 70 вагонов первого класса на 72 пассажирских места с установками кондиционирования воздуха, 26 вагонов с буфетом на 56 мест, 130 вагонов второго класса на 72 пассажирских места. Вагоны рассчитаны на максимальную скорость движения 120 км/ч.

В 2017 году был подписан контракт на поставку на Кубу 28 четырёхвагонных дизель-поездов РА-2 производства ТМХ (Россия) для перевозки пассажиров на неэлектрифицированных железнодорожных линиях, а в 2019 году – на поставку 23 тепловозов LDE-2500 производства АО «УК “Брянский машиностроительный завод”» (входит в ТМХ).

Также в 2019 году был подписан контракт с Российскими железными дорогами (ООО «РЖД Интернешнл») на реализацию проекта по восстановлению и модернизации железнодорожной инфраструктуры, в рамках которого предусматривается:

- реконструкция основных железнодорожных линий общей протяжённостью 1078 км и 357 искусственных сооружений;

- оборудование устройствами СЦБ станций, перегонов и переездов, модернизация действующих систем СЦБ на Центральной линии (Гавана – Сантьяго де Куба);

- создание Единого диспетчерского центра управления перевозками;

- поставка строительной и путевой техники, материалов и оборудования;

- разработка Генерального плана развития сети железных дорог Республики Куба;

- обучение и подготовка железнодорожных специалистов в российских учебных заведениях.

В результате выполнения всего комплекса работ планируется поднятие скорости движения поездов до 120 км/ч на отдельных участках, а также увеличение объёмов перевозки грузов в 1,7 раза и повышение пассажиропотока в 3 раза.

По состоянию на начало 2019 года на железных дорогах острова в эксплуатации находилось более 500 локомотивов, 13000 грузовых и 230 пассажирских вагонов.

Источник: ОСЖД