data-caption= data-caption= data-caption=
Беспилотное будущее МЦК

 

Система машинного зрения «Ласточек» должна превзойти возможности человека. Уже сейчас на всех поездах Московского центрального кольца внедрена автоматизация второй степени, позволяющая передать технике управление тягой и торможением.

На официальном канале Московских центральных диаметров в YouTube опубликован видеоролик «Прошлое, настоящее и беспилотное будущее МЦК». В нём в числе прочего эксперты рассказывают о перспективе внедрения беспилотных технологий на поездах, курсирующих по Московскому центральному кольцу.

Заместитель генерального директора АО «НИИАС» Павел Попов отмечает, что МЦК – это полигон, где внедряется много различных новшеств. «Есть несколько степеней автоматизации. Уже вторая степень автоматизации внедрена – все поезда на МЦК оснащены. То есть за режим управления тягой и торможением, остановку уже отвечает система, а не машинист. Машинист сегодня отвечает за открытие и закрытие дверей и за действия в случае нештатных ситуаций. К примеру, остановка перед препятствием: если какой-то человек выбежал (на пути. – Ред.), то сейчас машинист должен остановить поезд», – рассказал он.

«Следующий уровень автоматизации, над которым мы сейчас работаем, это система технического зрения, которая позволяет остановить поезд в случае возникновения любого препятствия», – пояснил Павел Попов. Он также сообщил, что нормативные документы для запуска беспилотного движения должны быть разработаны в течение текущего и следующего года в соответствии с дорожной картой.

Начальник отдела АО «НИИАС» Сергей Кудряшов, занимающийся проведением испытаний беспилотной технологии движения электропоездов, заметил, что разработка беспилотной «Ласточки» для МЦК сейчас находится на этапе, который близок к использованию поезда в пассажирском движении. «На сегодняшний день конкретно на этом электропоезде (ЭС2Г-136 «Ласточка». – Ред.) мы именно отрабатываем препятствия, представленные в виде человека. Это может быть как работник пути, так и гражданское лицо», – сказал он.

 



Сергей Кудряшов считает, что сейчас система автоматизированного вождения справляется со своими задачами наравне с человеком. «Но целевая задача всё-таки работать лучше, чем человек. Потому что человеческий глаз видит по-особому и, например, в каких-то сложных условиях, будь то туман или сильный снегопад, человеку уже будет труднее увидеть. С помощью различных типов сенсоров, которые можно использовать в блоке обнаружения препятствий, мы ставим цель научиться видеть лучше человека», – пояснил начальник отдела АО «НИИАС».

По словам Павла Попова, создать полностью бесконтрольный поезд невозможно, и всё равно должны быть люди, которые контролируют несколько поездов. «Потому что возникают такие ситуации, как, к примеру, пассажир нажал на переговорное устройство внутри поезда – кто ему ответит? Появилось препятствие на пути, поезд автоматически остановился – что делать дальше? Возникают технические ситуации, в которых всё равно может быть необходимо послать экстренную бригаду для действий. Поэтому есть нештатные ситуации, в которых решение должен принять человек», – заключил заместитель генерального директора АО «НИИАС».

Как сообщалось ранее, испытания беспилотной «Ласточки» на экспериментальном кольце в Щербинке показывают, что уже сейчас система в некоторых обстоятельствах срабатывает лучше, чем машинист: у неё выше дальность обнаружения препятствий, особенно в ночное время, быстрее скорость реакции и она не знает усталости.

ОАО «Российские железные дороги» проводит исследования и испытания беспилотных систем на «Ласточках» с 2017 года. В настоящее время компания испытывает два поезда с третьим уровнем автоматизации разных версий. Первый поезд 2019 года выпуска используется только для сбора данных в информационном режиме. Второй электропоезд, произведённый в конце 2020 года, используется для испытаний широкого спектра функций.

Холдингу «РЖД» совместно с партнёрами предстоит разработать конструкторскую документацию на электропоезд «Ласточка» для эксплуатации в автоматическом режиме и утвердить соответствующие стандарты в области управления подвижным. К выполнению работ привлекаются российские центры компетенций в областях создания искусственного интеллекта на основе машинного обучения, развития специализированных нейронных сетей и других областей научных знаний. Также на инфраструктуре МЦК будут развёрнуты широкополосные системы связи по технологии LTE. Кроме того, совместно с органами власти предстоит сформировать нормативную базу для беспилотного движения.

Тем временем стало известно, что китайская компания CRRC выпустила первый стандартизированный беспилотный поезд метро.

Первый стандартизированный беспилотный поезд метро постройки китайской компании CRRC Sifang (входит в состав корпорации CRRC) отправлен в провинцию Хэнань, где он будет работать на линии Аэропорт Чжэнчжоу — Сюйчан.

Поезд серии B оснащен системой автоведения с уровнем автоматизации GoA4 и развивает максимальную скорость 120 км/ч.

Конструкция поезда стандартизирована в рамках совместной работы с Китайской ассоциацией метрополитенов, компаниями-операторами, исследовательскими структурами.

 

 

Данная платформа позволяет конфигурировать поезда в соответствии с требованиями заказчика, который может выбрать степень автоматизации управления, систему питания поездов и их составность, форму кузова. Кроме того, использование стандартных компонентов позволит сократить затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание.

Продолжается разработка еще трех технологических платформ для вагонов метро.

Источник: Gudok