На фоне резкого роста спроса на контейнерные перевозки российские владельцы грузовых терминалов начали активно строить новые мощности или перепрофилировать имеющиеся под контейнеры, следует из открытых данных и информации, предоставленной компаниями.
Морской терминал Восточной стивидорной компании в Приморье (входит в Global Ports) в сентябре прекратил перевалку угля, решив сосредоточиться на контейнерных грузах. Приморский Восточный порт (управляется УГМК), специализирующийся на угле, с этого года начал работать с контейнерами. В перспективе компания планирует расширение пропускной способности комплекса с 29 200 до 116 800 TEU в год.
Представитель Находкинского морского торгового порта (в основном работает с металлургической продукцией) сообщил, что на фоне высокого спроса и очередей в специализированных портах приступил к выгрузке контейнеров. С конца июля выгружено три судна – это более 370 контейнеров.
Fesco реализует проект по увеличению на 16% площади хранения контейнеров в Владивостокском морском торговом порту, говорит директор по стратегии и развитию компании Максим Шишков. Он добавил, что Fesco подписала соглашение со структурой «Росатома» и в порту будет создан Восточный транспортно-логистический узел и построена новая портовая инфраструктура. По словам Шишкова, также после модернизации терминала в Новосибирске стоимостью около 800 млн руб. его мощности увеличатся на 20% до 125 000 TEU.
Представитель «Трансконтейнера» (входит в ГК «Дело») рассказал, что компания ведет модернизацию терминала Забайкальск на границе с Китаем, а в июне оператор заключил соглашение с Красноярским краем для проработки проекта строительства транспортно-логистического центра (ТЛЦ). Общий объем инвестиций может составить 1,5 млрд руб. в течение трех лет. В 2020 г. «Трансконтейнер» подписал соглашение о строительстве ТЛЦ в Свердловской области. Как говорил на ВЭФе президент «Трансконтейнера» Александр Исурин, инвестиции оператора в следующем году составят 30 млрд руб., часть пойдет на развитие контейнерных терминалов.
РЖД в июле открыли на грузовом дворе станции Сочи контейнерный терминал производительностью один контейнерный поезд в сутки. Представитель РЖД отметил, что компания является координатором создания сети ТЛЦ, которые включены в ведомственный проект Минтранса. РЖД выступают инвестором площадок для переработки тарно-штучных и тяжеловесных грузов, а создание контейнерных терминалов осуществляется сторонним инвестором. Сейчас идет подготовка к созданию ТЛЦ «Екатеринбург» (в контейнерную площадку инвестирует «Трансконтейнер») и ТЛЦ «Приморский» (инвестор – «Фрейт вилладж логистика»).
В августе датская Maersk (мировой лидер контейнерных перевозок) открыла первый контейнерный склад в России в порту Новороссийска на 1500 TEU и пропускной способностью около 600 000 тонн в год. В компании отметили, что эксплуатация собственного терминала поспособствует росту транзитных перевозок на маршруте АЕ77 из Азии в Турцию, Румынию и т. п.
Китай уходит на российские рельсы
По словам заместителя гендиректора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, на фоне существенного роста перевозок контейнеров между Азией и Европой наблюдается перераспределение объемов перевозки между морем и сушей (с использованием железной дороги). Ранее основной контейнеропоток между Европой и Азией шел по морю, но сейчас из-за роста цен на транспортировку по морю грузоотправители ищут способы оптимизировать свои издержки. «Увеличиваются отправки контейнеров железнодорожным транспортом, в том числе через Россию, растет нагрузка на терминалы, на Дальнем Востоке усиливаются проблемы с приемом и обработкой контейнерных судов», – добавил эксперт.
По данным Fesco, контейнерный рынок России по итогам восьми месяцев 2021 г. вырос на 15,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. – до 4,3 млн TEU. Импорт вырос на 14% до 1,58 млн TEU, экспорт – на 11% до 1,37 млн TEU, внутренние перевозки – на 9% до 710 000 TEU, транзит – на 42% до 634 000 TEU.
«Мощностей для хранения контейнеров не бывает много. С учетом значительного увеличения грузопотока по территории страны во всех направлениях, включая транзитное, эти вопросы остаются актуальными», – пояснил представитель «Дела».
Если для перевалки контейнеров в портах пока хватает и текущих мощностей (если исключить локальные проблемы на Дальнем Востоке), то в гораздо большей степени в расширении нуждаются терминалы на железной дороге, отмечает управляющий директор сектора «Транспорт» аналитического управления «Открытие Research» Александр Полыгалов. Он считает, что текущий рост контейнерных перевозок связан в первую очередь с мультимодальными трансъевразийскими и транссибирскими перевозками по маршруту Китай – Европа – Китай. «Китай диверсифицирует грузопоток с Европой, частично переориентирует его с морского маршрута (где есть два узких места – Малаккский пролив и Суэцкий канал) на другие маршруты», – добавил эксперт. В частности, речь идет о сухопутном маршруте Западный Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Польша, мультимодальном – Западный Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Польша – Калининград (по такому маршруту часть китайских грузов переваливается затем в германских портах на океанские контейнеровозы и следует даже в Северную Америку), а также на транссибирские маршруты через дальневосточные порты России и Транссиб.
Контейнеры вытесняют вагоны
Вторая причина роста контейнерного оборота в российских портах, по словам Полыгалова, – это постепенный рост коэффициента контейнеризации на сети РЖД. По данным «Открытие Research», в 2020 г. коэффициент контейнеризации на железной дороге превысил 9%, хотя еще в 2016 г. был меньше 6% (этот коэффициент отражает отношение массы грузов в контейнерах к массе всех грузов, которые теоретически можно перевозить в контейнерах). Эксперт считает этот тренд долгосрочным.
Представитель ГК «Дело» также прогнозирует дальнейший устойчивый рост контейнерных перевозок, «пусть и не такой динамичный, во всех направлениях в среднесрочном периоде». По его словам, с 2022 по 2030 г. «Трансконтейнер» планирует ежегодно наращивать объемы перевозок только по Восточному полигону (БАМ и Транссиб) не менее чем на 8-9%, доведя их до 2 млн TEU в год.
«Помимо расширения терминально-складских мощностей понадобятся и новые фитинговые платформы (специальный парк для перевозки контейнеров), и замена старым», – отметил он. По данным Росстата, по итогам августа 2021 г. доля платформ в общем объеме выпуска грузовых вагонов вышла на 1-е место, сместив лидера предыдущих лет – полувагоны. Объем строительства платформ вырос на 13%, 90% из них составляют фитинговые.
Представитель СУЭК (крупный производитель и экспортер угля) сообщил, что компании «известны примеры успешного перепрофилирования (терминалов) под контейнеры у коллег по рынку». «Мы с интересом изучаем этот опыт и обсуждаем возможность его применения у нас, но каких-либо планов в этой сфере у СУЭК пока нет», – говорит он. Собеседник «Ведомостей» привел в пример третий этап расширения терминала «Дальтрансуголь» в порту Ванино. «В 2018 г. его пропускная способность составляла 20 млн тонн в год, в прошлом году – 23,2 млн тонн, к 2025 г. мы планируем увеличить мощности по перевалке угля до 40 млн тонн в год», – сказал он.
Источник: Ведомости