CRRC Corporation Limited — китайская корпорация, крупнейший в мире производитель железнодорожного транспорта.
У китайской CRRC меньше инноваций, чем у производителей подвижного состава Европы и Японии» – отчет экспертного центра США.
Американский Фонд информационных технологий и инноваций (ITIF) опубликовал обширный доклад об угрозах экспансии CRRC на мировой рынок с акцентом на высокоскоростных технологиях. Процитированный вывод указан во вступлении к публикации.
Доклад опубликован на фоне представленного проекта бюджета США на фискальный 2022 год, предполагающего выделение $1 млрд грантовой поддержки развитию железнодорожного транспорта, а также озвученных президентом страны планов развития магистральных железнодорожных перевозок с бюджетом $80 млрд и городского общественного транспорта, включая пригородные ж/д перевозки, с бюджетом $85 млрд. Почетными сопредседателями ITIF являются представители демократической партии: два сенатора (от штатов Делавэр и Индиана) и один член палата представителей. Стоит отметить, что в прошлом году в США был введен запрет на участие CRRC в госзакупках.
Ключевые тезисы ITIF:
1. Стратегия Китая по развитию производства подвижного состава и экспансии национальной CRRC на зарубежные рынки основана на неправомерном использовании патентов и наработок иностранных производителей, принуждении к созданию СП с китайским участием не менее 50%, а также значительной государственной поддержке
2. В 2000-е годы иностранные компании охотно соглашались на условия по передаче технологий в рамках большого внутреннего заказа Китая, так как боялись упустить выгоду, проиграть конкурентам, а также не ожидали столь быстрого освоения технологий. Сейчас из созданных СП по высокоскоростным поездам с Bombardier, Siemens, Alstom и Kawasaki действует только первое - Bombardier-Sifang
3. Значительная господдержка позволяет CRRC делать предложение на 20-30% ниже по цене, чем другие производители. CRRC адаптировалась к требованиям локализации и уже имеет производственные площадки в Австралии, Индии, Малайзии, Южной Африке, Турции, США и других странах. Одной из значимых сделок 2020 года стало приобретение китайским производителем локомотивостроительного дивизиона Vossloh в Германии.
Рекомендации ITIF для органов власти США, ЕС и азиатских стран:
Блокировать дальнейшие поглощения локальных производителей со стороны CRRC во избежание «кражи» технологий. При этом ЕС следует помочь странам-участницам усилить контроль за зарубежными инвестициями
Ограничить участие CRRC во внутренних закупках и разработать «более справедливую» международную систему закупок. В рамках проектов ВСМ проверять участников на факт «кражи» технологий, непропорциональной государственной поддержки и невзаимного доступа к рынкам
Подтолкнуть Всемирный банк к прекращению финансирования железнодорожного транспорта в Китае и взаимодействия с китайскими производителями на внешних рынках
Сделать более доступным экспортное финансирование
Активизировать участие экспертов в обсуждениях международных стандартов, связанных с ВСМ
Рассмотреть слияние внутренних игрок для повышения конкурентоспособности
Увеличить долгосрочную поддержку НИОКР в железнодорожном машиностроении
Ряд цифр из доклада:
- 2/3 от общих вложений в НИОКР крупнейших производителей (Alstom, Hitachi, Hyundai Rotem, Kawasaki, Siemens Mobility, GE, Stadler) составляют суммарные инвестиции на те же цели у CRRC и национальной железнодорожной компании CR. Средняя доля НИОКР в выручке у CRRC и CSRC – 4,7%, у мировых производителей – 3,3%.
- 68% мировой сети ВСМ в 2020 году приходилось на Китай (35,7 тыс. км).
- более 40% в структуре выручки железнодорожного машиностроения Китая должен составлять экспорт согласно стратегии «Made in China 2025». Доля в структуре выручки по обслуживанию – 20%.