data-caption= data-caption= data-caption=
Проект создания перехода с Сахалина в Японию обсуждается в Минэкономразвития РФ

ЖД инфраструктура

 

Вопрос создания транспортного перехода между российским островом Сахалин и японским Хоккайдо обсуждается в Министерстве экономического развития РФ, сообщил источник, знакомый с перечнем поручений по итогам совещания у главы ведомства Максима Решетникова.

Собеседник агентства уточнил, что речь может идти о строительстве как моста, так и тоннеля. Инициаторами проекта выступили АО «Бамтоннельстрой» (БТС) и ОАО «Российские железные дороги».

К 20 декабря глава Минэкономразвития ждет их обоснования необходимых капитальных и эксплуатационных расходов, а также предложений по организационной и финансовой модели. Кроме того, по словам источника, Решетников поручил представить соображения по поводу тарифной политики при перевозке грузов по переходу.

Планируется изучить и возможность использования механизмов государственной поддержки проекта. Также в числе поручений – «верифицировать финансовую модель, предложенную инициатором проекта, БТС», процитировал собеседник агентства содержание документа.

Идея создания моста (или тоннеля) на японский Хоккайдо завязана на проекте строительства перехода на Сахалин с материковой части РФ. Он предусматривает прокладку магистрали от ст.Селихин на Байкало-Амурской магистрали до островной ст.Ныш (585 км) с транспортным сооружением через пролив Невельского (9 км с учетом подходов).

В 2013 г. по заказу министерства транспорта РФ были проработаны «научно-обоснованные предложения для повышения конкурентоспособности транспортного коридора Европа-Россия-Япония», в ходе подготовки которых оценивалось использование территории российского острова и инженерно-техническая возможность создания переходов через проливы Невельского и Лаперуза.

Как отмечали РЖД, строительство линии на Сахалин позволило бы обеспечить его «устойчивую транспортную доступность», развивать на острове железнодорожное сообщение, а также портовые мощности. В 2018 г. «Коммерсантъ», писал, что по итогам актуализации технико-экономического обоснования «Российские железные дороги» оценивали стоимость проекта без НДС в 540,3 млрд руб., в том числе мост – в 252,8 млрд руб. Срок проектных работ компания оценивала в 3 года, строительных – в 5 лет.

Правда, еще в 2017 г. в интервью изданию Алан Лушников, который тогда занимал пост замглавы Минтранса, отмечал, что (как чисто внутрироссийский) проект предполагает грузопоток в размере всего 9,2 млн тонн к 2030 г. «Если говорить про груз, то на Сахалин – 5,9 млн тонн, а обратно – 3,3 млн тонн», – заявлял он, хотя и уточнял, что «не всегда эффективность измеряется тоннами».

В более поздних материалах «Российских железных дорог», как писало издание, «в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина» грузовая база к 2030 г. оценивалась лишь в 8,5 млн тонн. Поэтому предлагалось построить на острове новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с «восточного полигона», до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.

Новое звучание тема получила в июне 2021 г. на Петербургском международном экономическом форуме. «Перспектива есть – она может показаться смелой, но мы должны ставить серьезные и очень далеко идущие цели перед собой – это развитие прямого железнодорожного сообщения между Россией и Японией, создание транспортного перехода на острове Сахалин к японскому острову Хоккайдо», – заявлял на одной из сессий первый заместитель генерального директора РЖД Сергей Павлов, подчеркивая, что «тогда экономические взаимоотношения» двух стран «встанут на совершенно другой уровень и кратно возрастут».

Тема железнодорожных проектов на Сахалине «проскальзывала» и на встрече председателя совета директоров материнской компании «Бамтоннельстроя» – «БТС-Мост» – Руслана Байсарова с президентом РФ Владимиром Путиным 29 ноября, хотя напрямую вопрос о строительстве переходов на Сахалин не затрагивался.

«В прошлом году нам удалось реализовать заветную мечту сахалинцев – «перешить» японскую узкоколейку под российский стандарт – (шириной) 1520 мм. На расстоянии 454 км раскинуто 62 объекта. Мы все завозили паромами с материка – тяжелый (проект) был. Сахалинцы вас благодарят за поддержку, они наконец-то начали ездить», – лишь говорил тогда бизнесмен.

Источник: Интерфакс