data-caption= data-caption= data-caption=
Вагоны 2022

 

Tatravagonka, Deutsche Bahn, INVEHO и ряд других игроков рынка презентовали свои фитинговые платформы, хопперы, крытые вагоны и вагоны-цистерну в рамках выставки InnoTrans проходившей с 20 по 23 сентября 2022 года в Берлине. 

На выставке наиболее широко был представлен подвижной состав крупнейшего европейского производителя грузовых вагонов — словацкой Tatravagonka. На путях открытой площадки компания продемонстрировала сочлененную платформу модели T4000 TEN GE, сочлененную платформу модели Sggnss LIGHT EIGHTY, платформу для перевозки круглого леса и пиломатериалов модели Snps, шестиосную платформу модели Sagmms 490, хоппер модели Tadns и крытый вагон модели Core Market. Кроме того, в павильоне выставочного комплекса была показана экспериментальная вагонная тележка Y25LsAl‑C‑K.

 

 Сочлененная платформа Tatravagónka модели T4000 TEN GE

 

Сочлененная платформа модели T4000 TEN GE предназначена для перевозки полуприцепов, сменных кузовов и контейнеров. Главной особенностью платформы является возможность ее эксплуатации на линиях с шириной колеи 1435 мм и 1668 мм за счет оснащения ее тележек крюками для подъема рамы, которые позволяют менять колесные пары при переходе с одной колеи на другую. Tatravagonka заявляет, что первым покупателем платформы стала лизинговая компания VTG, которая задействует его для перевозок на Пиренейском полуострове.

 

 Платформа Tatravagonka модели Sggnss LIGHT EIGHTY XL

 

В свою очередь 80-футовая платформа модели Sggnss LIGHT EIGHTY разработана компанией еще в 2010 году. Вагон довольно быстро стал востребованным и одним  из самых продаваемых на европейском рынке (за все время было реализовано 5 тыс. ед.). Этого удалось достичь не только благодаря небольшой массе в 21,5 т, но и за счет возможности погрузки пяти типов контейнеров и сменных кузовов в 30 различных комбинациях. Как заявляет производитель, нетипичная конструкция этого вагона не только снижает уровень шума до 78 дБ, но и позволяет повысить эффективность перевозки за счет снижения энергозатрат в пределах 20% и увеличения интервала обслуживания тормозной системы. Конкретно на Innotrans 2022 была представлена новая модификация платформы, получившая название XL. Ее грузоподъемность увеличилась на 4 т. Также заявляется, что она поддерживает цифровую автосцепную технологию DAC.

 

 

Платформа модели Snps с максимальным значением осевой нагрузки 25 тс предназначена для пиломатериалов и бревен длиной 3-5 м. Производитель заявляет, что самым большим преимуществом вагона является оптимизированная система стоек, которая позволяет поворачивать их на 90°, увеличивать нагрузочное сечение до максимального значения 8,8 м² с помощью специального адаптера, а также полностью разбирать и собирать систему. Также, согласно проспекту Tatravagonka, деревянный пол толщиной 70 мм имеет погрузочную кромку, которая защищает его от повреждений и не требует сложного обслуживания, а все системы управления расположены под внешней продольной балкой, что обеспечивает защиту при погрузочно-разгрузочных работах.

 

 Платформа Tatravagónka модели Snps

 

Шестиосная платформа модели Sagmms 490 грузоподъемностью 101 т предназначена для перевозки военной тяжелой техники, контейнеров, сменных кузовов и тяжелых промышленных грузов (стальные заготовки, прокатные профили, рельсы, трубы и т.д.). Конструкция вагона позволяет закреплять груз в поперечном направлении с помощью шарнирно-подвижных клиньев, в вагонной раме имеются отсеки для хранения клиньев и цепей, которые используются для крепления грузов.

 

 Шестиосная платформа Tatravagónka модели Sagmms 490

 

Хоппер модели Tadns для перевозки удобрений и сыпучих материалов разработан для компании VTG. Загрузка вагона происходит сверху, а разгрузка — через восемь нижних люков, степень открытия которых и направление потока груза регулируются раздельно. Управление люками доступно с переходных площадок, расположенных по краям вагона. Рама вагона в некоторых местах изготовлена из нержавеющей стали, что повышает коррозиестойкость при взаимодействии с грузом, в свою очередь защитное ограждение площадок — из пластика. Тележки оснащены тормозной системой для грузовых вагонов CFCB производства немецкой Knorr-Bremse.

Крытый вагон Core Market с объемом кузова 168 м³ предназначен для перевозки товаров на поддонах, чувствительных к погодным условиям. Подвижной состав имеет повышенную герметичность, обеспеченную за счет сложного лабиринтного соединения элементов кузова. Боковые стенки создают достаточно места для погрузо-разгрузочных работ и возможность крепления груза на разной высоте. В тележках применена колесная пара SiSet производства CAF MiiRa, конструкция которой была спроектирована для снижения уровня шума.

 

 Крытый вагон Tatravagónka модели Core Market

 

Кроме грузового подвижного состава Tatravagónka также представила образец экспериментальной облегченной вагонной тележки Y25LsAL‑C-K, который сейчас находится на стадии технико-экономического обоснования. Заявляется, что применение легкого алюминиевого сплава в раме тележки позволяет снизить ее массу на 460 кг, соответственно, четырехосного вагона — на 920 кг, шестиосного — на 1,3 т. Тележка оснащена одними из самых легких на рынке колесными парами с интегрированной системой снижения уровня шума при качении, произведенными чешской Bonatrans, и компактными тормозами производства чешской DAKO‑CZ.

 

 Образец экспериментальной облегченной вагонной тележки Tatravagónka модели Y25LsAL‑C-K

 

Другим опытным образцом, презентованным на выставке, стал прототип облегченного грузового вагона (Competitive Freight Wagon, CFW). Эта двухосная платформа разработана немецким Центром авиации и космонавтики DLR при поддержке ассоциации предприятий-производителей железнодорожной техники Германии VDB и других партнеров в рамках исследовательского проекта FR8rail IV.

Платформа длиной 12,7 м предназначена для перевозки контейнеров и сменных кузовов и весит всего около 9,6 т, что делает ее как минимум на 20% легче, чем двухосные платформы других европейских производителей. Она рассчитана на эксплуатацию с максимальной скоростью 140 км/ч.

 

 Ходовая часть вагона CFW

 

Облегченная стальная вагонная рама с четырьмя пневматическими подвесками с индивидуальным управлением, установленная на две одноосные тележки, обеспечивает допустимый габарит погрузки для сменных кузовов. Четыре узла соединения тележек с вагонной рамой обеспечивают некоторую степень радиальной установки колесных пар в кривых. Это позволяет уменьшить сопротивление качению и износ, а использование дисковых тормозов снижает уровень шума. Также в вагоне применяются различные решения для снижения аэродинамического сопротивления. Сменные кузова и контейнеры крепятся к вагонам с помощью помощи автоматических фиксаторов, что, как говорят в DLR, дает экономию до 5 минут при погрузо-разгрузочных работах. Управление тормозами осуществляется с помощью роботизированной распределительной системы EP2002 от Knorr-Bremse, что позволяет сократить тормозной путь и продолжительность отпуска тормозов. CFW оснащен цифровой автосцепкой DAC производства шведской компании Dellner.

В свою очередь немецкий перевозчик Deutsche Bahn (DB) экспонировал четырехосную платформу m², разработанную дочерней DB Cargo совместно с VTG. Она впервые была представлена в 2020 году, а сертифицирована в марте этого года. Ее конкурентное преимущество предполагается в модульности, позволяющей «кастомиризировать» вагон под конкретного заказчика, который сможет выбирать длину (от 10,6 до 22,6 м), тележки, тип колесных пар, определять конфигурацию тормозов,  и исполнение вагона как, например, лесовоза или крытого вагона. Предсерийный объем выпуска составил 50 вагонов. Наладить выпуск подвижного состава планируется в польском городе Рыбник, где у логистической компании уже есть цеха по ремонту вагонов и колесных пар. Ожидается, что производство запустят в 2023 году.

 

 Модульная платформа DB Cargo m²

 

Также на Innotrans 2022 был показан грузовой подвижной состав чешских Walbo Group и NYMWAG, турецкой Gökrail, французской INVEHO, хорватской Duro Dakovic и польской Chemet.

Walbo Group представила фитинговые платформы: шестиосную модели Sggmrss 90 и четырехосную модели Sggnss 80. Обе модели имеют нагрузку на ось 22,5 тс и рассчитаны на эксплуатацию с максимальной скоростью 120 км/ч на колее шириной 1435 мм. Sggmrss 90 массой 27,4 т может перевозить груз массой 107,6 т, для Sggnss 80 эти показатели равны 21,5 т и 68,5 т соответственно.

Еще одна фитинговая платформа модели Sggrs 90 была выставлена Gökrail. Она может привозит контейнеры массой до 45 футов с максимальной скоростью 100 км/ч. Ее нагрузка на ось составляет 22,5 тс. Также указано, что она оборудована тормозной системой производства американской Wabtec.

В свою очередь NYMWAG, Duro Dakovic и INVEHO продемонстрировали на выставке модели хопперов. Так, хоппер NYMWAG модели Faccns имеет объем кузова 49 м³ и предназначен для перевозки сыпучих материалов, камней, щебня, песка общей массой 68 т. Duro Dakovic показала хоппер Faccns, укомплектованный цифровой автосцепкой Voith. Хоппер INVEHO модели Talns с объемом кузова 80 м³ может перевозить груз массой 65 т с максимальной скоростью 100 км/ч.

 

 Хоппер NYMWAG модели Faccns

 

 Хоппер Duro Dakovic с цифровой сцепкой Voith

 

 Хоппер INVEHO Talns

 

 Цистерна Chemet модели Zags

 

Единственным производителем, который приставил свой вагон-цистерну, стала Chemet. Цистерна модели Zags имеет объем кузова 117 м³ и предназначена для перевозки сжиженных углеводородных газов и их смесей. Тормозная и клапанная системы изготовлены Knorr Bremse, насосы и гидравлика — WLS и Fort Wale, автосцепка— Dellner.

Источник: Rollingstock